Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Sveta2206 : iskusstvo .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 440671 зарегистрирован более 1 года назад

Sveta2206

настоящее имя:
Светлана
Портрет заполнен на 81 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок


    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 1
Блог   >  

ПОВЕРЬЯ О БОЛОТАХ

  13.11.2016 в 08:40   725  

ПОВЕРЬЯ О БОЛОТАХ
Просмотреть или сохранить оригинал: ПОВЕРЬЯ О БОЛОТАХ

«Если рассудок или жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот», — предупреждал один из персонажей «Собаки Баскервилей» Конан-Дойла. В этих словах содержится немалая доля истины. Ибо болота всегда считались гибельным местом, находящимся в ведении потусторонних сил…

Многие народы сумели обжить леса и степи, могли ощущать себя их хозяевами, но болота с их трясинами, бездонными омутами и непроходимыми завалами с давних времен оставались для человека неизведанными. Человек, попавший в болото, подвергался смертельной опасности, причем исходила эта опасность не от врага, с которым можно было бы бороться, а от самого места. Отсюда и возник страх перед болотом, а вслед за ним и мифы, предостерегающие человека на болоте от опасности в виде злобных нечистых духов.

КИКИМОРЫ БОЛОТНЫЕ. По русскому поверью, на болоте обитают потусторонние сущности — кикиморы. Кикиморами становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов — кикимор. Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие — за леших. Они и становятся болотными.
Согласно народным поверьям, болотные кикиморы любят заманивать осторожных путников в трясину. Обычно они не показываются людям, только кричат из болота громким голосом, призывая на помощь. Те, кто спешит на этот зов, неминуемо погибают. Кикимора может обернуться прекрасной девушкой. Поманит к себе путника, тот шагнет к ней – и она затянет его в топь… Иногда людей из шалости заводят в болото дети кикиморы и лешего — лесавки. В лучшем случае кикимора в своем безобразном обличье вскакивает путнику на спину и катается на нем, как на лошади, при этом хотя бы оставляя его в живых.

БОЛОТНЫЕ ОГНИ. Болотные огни называют «свечами покойника». Голубоватые мерцающие огоньки часто сбивают путников с дороги — те принимают их за свет жилищ. Согласно одному из поверий, болотные огни — это свечи в руках мертвецов, и кто их увидит, тот скоро должен умереть. Жители Германии верили, что это призраки людей, укравших у своих соседей землю — в наказание их души после смерти вынуждены скитаться по болоту в безуспешных поисках твердой земли. Финны же называли блуждающие огни «льек-кьо» и считали, что это души детей, которых по каким-то причинам похоронили в лесу. Во многих странах Северной Европы также бытовало поверье, что огни на болоте — это духи древних воинов, охраняющих зарытые там клады.

Страшный миф гласит также, что люди, утонувшие в трясине, могут возвращаться с того света, чтобы забирать с собой живых. Вспомним эпизод из некрасовского «Мертвого озера», когда к мужику явилась утопленная им в болоте жена. Это литературный вымысел, но быль порой оказывается страшнее и ярче любой писательской выдумки.

БОЛОТНИКИ и болотницы (их еще называют кикиморами и хмырями болотными, караконджалами), - в славянской мифологии - спутники и помощники Лиха Одноглазого. От них добра не жди. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину.
Одно из описаний болотного – человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину.

БОЛОТНИЦА - дальняя родственница русалки. Народы, живущие на Урале, называют это таинственное существо болотной ведьмой, а жители Севера России - русальницей. Однако в отличие от прозрачных водянистых русалок, облик болотной ведьмы или русальницы практически неотличим от облика реальной женщины, а своей красотой болотная ведьма способна очаровать любого. У нее - тонкий грациозный стан, длинные, развевающиеся на ветру русые волосы, правильные черты миловидного лица с выразительными голубыми глазами. Вот только предстает перед путником эта нечисть в виде сидящей красотки с поджатыми под себя ногами - прячет русальница от людей лягушачьи лапки.

Как и у болотника, у болотной ведьмы в запасе много способов обмануть доверчивого прохожего. Так, бывает, заведет она протяжную песню, услышав которую грибник или охотник помимо своей воли идет на чарующие звуки, пока не увидит на зеленой, безопасной с виду лужайке прекрасную незнакомку с грустными глазами. Частенько болотница принимает вид плачущей девушки, которая начинает умолять человека вывести ее - заблудившуюся - из лесной чащи. Бывает, что обернется белым лебедем-подранком или бьющимся на земле глухарем, которых азартный охотник принимает за легкую добычу и по своей наивности попадает в коварную трясину. Вот тут-то и является болотная ведьма в своем настоящем облике - облике страшного существа с широким, как у лягушки, ртом, полным мелких острых зубов. Увидев русальницу в ее естественном виде и не успев вовремя отвести глаза, человек, поверивший болотной ведьме, превращается в корягу, которой век суждено гнить среди болота.

БУНКУШКА. У коренных народов Зауралья пантеон загадочных обитателей болот велик и многообразен. Самоеды - так называли аборигенов первые русские переселенцы - самым страшным обитателем приполярных топей считали бункушку, или бунушу - одноглазое существо, покрытое рыбьей чешуей. Местные жители верили, что этот злой дух насылает «черный мор», как в прежние времена они называли чуму, и питается кровью попавших в болотный плен живых существ. Особенно опасна бункушка поздней весной - едва только сойдет лед, она просыпается от долгой зимней спячки и, подплыв к поверхности болотной глади, поджидает свою жертву.

КОЕЧУХ - хозяин таежных топей в бассейне реки Подкаменная Тунгуска - знаменит тем, что может превращаться в водяную змею, укус которой усыпляет человека. Тогда коечух утаскивает несчастного в свое логово под корягами гнилых деревьев. С этого времени человек становится бесплотной сущностью, попавшей в вечное услужение хозяину топей.

МЕРЕЧЬ. У камчадалов болотный дух - меречь - часто предстает в образе блуждающего по трясинам шамана, одетого в серые, светящиеся в темноте лохмотья. О приближении меречи наблюдательному человеку говорит сильный запах тухлой рыбы, а также пляшущие вокруг огоньки, следы болотного злыдня. Согласно местным поверьям, сила меречи возрастает, если в трясине утонет камчадальский шаман. Поэтому болотный дух напускает на него «отвод глаз», и тогда служитель местного шаманского культа перестает ориентироваться в пространстве и попадает на болото, откуда ему уже не выбраться.

ЗАЩИТА. Многовековое соседство человека с зыбким, ненадежным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал средств защиты от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет. Тому, кто шел на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли, взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары. Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!». По древним поверьям, она призовет на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.

Прекрасная Россия